Отступки в Богослужебном году

W# ЧТЕ~НÏИ ЗАЧА~ЛЪ

Начиная со дня Святой Пасхи Православной

Примечание 1.

Об отступке и о чтении так называемых особых зачал.


* Слово `Неделя` равнозначно дню недели – Воскресенье.

Круг и порядок чтений Евангелия определяется днем Пасхи.

Начинаясь со дня Светлаго Воскресения, Евангелия в установленном порядке распределяются до следующей Пасхи, после чего снова начинается прежний круг чтений. Порядок этот можно найти в рядовом указателе при служебном Евангелии.

Для Недель и седмиц в Евангелии имеется 50-ть Недельных рядовых зачал; а именно: 8 от Пасхи, кончая Неделей Всех Святых, 32 от Недели Всех Святых до Недели Мытаря и Фарисея, и 10 седмиц от Недели Мытаря и Фарисея до Пасхи.
Всего для 50-ти седмиц.

От одной Пасхи до следующей Пасхи, обычно проходит разное количество седмиц.

Поэтому бывает внутрь–Пасха, это когда ожидаемая Пасха случается в дату, –раньше той, которая была.

Вне–Пасха же, это когда ожидаемая Пасха будет датой позже уже прошедшей Пасхи.

1 (см. при богослужеб. Евангелии “ Сказание, приемлющее всего лета число евангельское и евангелистов приятие откуду начинают и до где стоят ”).

В тех случаях, когда бывает внутрь Пасха, в пасхальном (церковном) году количество Недель и седмичных дней не соответствует назначенным рядовым зачалам в Евангелии; количество установленных зачал оказывается больше количества Недель и седмиц Пасхального круга, почему и оказываются лишние зачала, которые и остаются не прочитанными в этом году. Это именно те зачала, которые назначены на Недели, предшествующие неделе Мытаря и Фарисея; так как Уставом положено, чтобы с Недели Мытаря и Фарисея читались те зачала, которые назначены в эти уготовительные Недели, хотя бы предшествующие зачала и не были прочитаны (Уст., послед. 7-го янв., зри).

Если-же бывает вне Пасха, то для некоторых Недель и седмиц может недоставать рядовых зачал из Евангелий. В этих случаях бывает так называемая отступка, т. е. возвращение назад, к прежде читанным рядовым зачалам. Отступка эта касается только литургийных Евангелий; по отношению же к утренним воскресным Евангелиям и гласам, прокимнам и аллилуиариям пред чтением Евангелия и Апостола, которые идут своим порядком, никогда никакой отступки не бывает.

1. Воздвиженская отступка - зачал может недоставать для пяти седмичных дней, следующих за 17 Неделею по Пятидесятнице. В рядовом указателе Евангельских чтений, чтение - от Луки начинается после 17-й Недели с понедельника 18-й седмицы, между тем, Уставом положено, чтобы Евангелие от Луки начиналось всегда с понедельника по Воздвижении. Но может случиться, что 17 неделя будет Неделею пред Воздвижением; после нее останется пять дней до Воздвижения, для которых и не будет доставать рядовых чтений (потому что на Воскресенье пред Воздвижением и в самый день Воздвижения имеются свои особые зачала). На этот случай “Сказание”, печатаемое в начале богослужебного Евангелия, дает такое руководство: “аще вне Пасхи будет, никакоже, сиречь, имать читатися и сия седмая на десять седмица, возвращайся вспять, и отнюдуже хощеши, чти пять дней”. Таким образом в этом случае предписывается возвращаться назад, к Евангелию от Матфея, и читать какие угодно зачала).

2. Крещенская правка - может недоставать рядовых зачал для промежуточных седмиц и Недель, которые бывают между 32-ю седмицею и Неделей Мытаря и Фарисея. Это бывает в церковные годы, когда от первой Недели по Пятидесятнице до Недели Мытаря и Фарисея проходит более 33-х седмиц. В такие годы, в седмичные дни дочитываются все Евангелия по рядовому указателю, кончая 33 седмицей, а затем для промежуточных седмиц по рядовому указателю, начиная c 23 Недели, отсчитывается назад столько, сколько оказывается промежуточных Недель и седмиц между 33 седмицею и Неделей Мытаря и Фарисея.

3. Запасные зачала - что же касается до Евангельских чтений в промежуточные Недели (воскресения), то в них не приходится делать повторений, как это бывает для седмичных дней. На некоторые Недели по Пятидесятнице кроме чтений, положенных в рядовом указателе, назначаются еще особые чтения, именно в Недели: Праотец, пред Рождеством Христовым, Недели по рождестве Христове, пред Просвещением, по Просвещении. В эти Недели и читаются положенные в них зачала, рядовыя же зачала не читаются, а остаются в запас, через что и восполняется недостаток чтений в промежуточные Недели, в которые положено по порядку читать рядовые зачала, падающие на вышепоименованные Недели. Этих рядовых зачал может не хватить только при одной самой ранней и другой самой поздней Пасхе и только для одной Недели. Но на этот случай в эту неделю полагаетcя читать 62 зачало от Матфея. Таким образом выходит, что сколько-бы промежуточных Недель ни было бы в данном году, отступка, т.е. повторение прочитанных зачал не имеет места по отношению к Неделям. В неделю Праотец всегда читается Евангелие 28-ой Недели; если же неделя Праотец не совпадает с 28-ой Неделей, то в 28 неделю читается рядовое Евангелие той Недели, на которую падает неделя Праотец.

Примечание 2.

О чтении утренних воскресных Евангелий.

Обыкновенно, в воскресные дни на утрене читаются рядовые воскресныя Евангелия. Только в двунадесятые Господские и Богородичные праздники, хотя бы они случились и в воскресенье (а равно и во все прочие дни), всегда читаются на утрене праздничныя Евангелия; в храмовой праздник, случившийся в Воскресение, тоже оставляется рядовое воскресное Евангелие, а читается Евангелие храма (см. Глава 50 Устава). Во всех остальных случаях в воскресение (хотя бы случился и праздник с полиелеем или бдением) читается Евангелие воскресное рядовое и именно то, которое в столпах (см. о них ниже) или в 50 гл. Устава назначено на данный воскресный день, так как рядовое воскресное утреннее Евангелие, чтение котораго опускается в указанных случаях, не переходить на следующее воскресенье, а оставляется совсем не прочитанным. Всех воскресных утренних Евангелий 11-ть; они избраны из всех Евангелистов и содержать в себе повествование о воскресении Спасителя. Эти Евангелия идут одно за другим в неизменном порядке; такой-же порядок соблюдается и по отношению к рядовым гласам Октоиха. Восемь гласов с соответствующими им Евангелиями называются столпом. Всех таких столпов шесть, и они распределяются следующим образом:

1-й столп (начинается в первую Неделю Петрова поста):
Глас: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Еван.: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

2-й столп (начинается по Илиин дни):
Глас: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Еван.: 10, 11, 1, 2, 3, 4, 5, 6.

3-й столп (начинается по Воздвижении честнаго креста):
Глас: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Еван.: 7, 8, 9, 10, 11, 1, 2, 3.

4-й столп (начинается в пост РождестваХристова):
Глас: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Еван.: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.

5-й столп (начинается по Крещении Господни):
Глас: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Еван.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

6-й столп (начинается во Святой Великий пост):
Глас: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Еван.: 9, 10, 11, 1,2, 3, 4, 5.

Евангелия:

  1. Матф. 28, 16-20; 116 зач.
  2. Марк. 16, 1-8; 70 зач.
  3. Марк. 16, 9-20; 71 зач.
  4. Лук. 24, 1-12; 112 зач.
  5. Лук. 24, 12-35; 113 зач.
  6. Лук. 24, 36-53; 114 зач.
  7. Иоан. 20, 1-10; 63 зач.
  8. Иоан. 20, 11-18; 64 зач.
  9. Иоан. 20, 19-31; 65 зач.
  10. Иоан. 21, 1-14; 66 зач.
  11. Иоан. 21, 15-25; 67 зач.

Начало чтения воскресных утренних Евангелий упреждает собою начало пения гласов: первое Евангелие читается в неделю Всех Святых (2-ю по Пятидесятнице), затем в течение всего года следует неизменный порядок Евангелий и гласов и по прочтении 11-го Евангелия снова начинается первое, а после 8-го гласа опять начинается первый. Только при пении Триоди Цветной с Недели ап. Фомы воскресныя Евангелия читаются не в том порядке, какой указывается в их столпах. Хотя между 32-й Неделей и Неделей Мытаря и Фарисея в разные годы бывает разное число Недель, однако по отношению к порядку утренних Евангелий и гласов, так называемой, отступки не бывает, и разное количество указанных промежуточных Недель не влияет на порядок столпа; поэтому на неделю Мытаря и Фарисея, если нет промежуточной Недели, приходится 8-й глас и 11-е Евангелие; если будет одна промежуточная неделя, то на эту промежуточную неделю приходится 8-й глас и 11-е Евангелие, а не на неделю Мытаря и Фарисея (которая будет 34-ю) - 1-й глас и 1-е Евангелие; если две промежуточных Недели, то на первую 8-й глас и 11-е Евангелие, на 2-ю - 1-й глас и 1-е Евангелие, на неделю Мытаря и Фарисея (которая будет 35-ю) - 2-й глас и 2-е Евангелие; такое же расчисление, как это видно из прилагаемой ниже таблички, требуется и во всех остальных случаях, сколько бы ни накопилось промежуточных Недель. Что касается дальнейших Недель после Недели Мытаря и Фарисея до 5-й Недели Великаго поста включительно, то для них следует неизменно порядок столпа Евангелий и гласов соответственно тому, какой глас и Евангелие приходятся в неделю Мытаря и Фарисея, а именно:

Если следует неделя "О Мытаре и Фарисее", которая есть 34-я по Пятьдесятнице и 1-я в подготовительном периоде пред Пасхой, то чтения будут последовательными с (34). Если же сложилось что Неделя "О Мытаре и Фарисее" имеет число 38 и 1-я также, тогда начинай последовательность с (38).

  1. (34) Гл. 8 – Ев. 11
  2. (35) Гл. 1 – Ев. 1
  3. (36) Гл. 2 – Ев. 2
  4. (37) Гл. 3 – Ев. 3
  5. (38) Гл. 4 – Ев. 4
  6. (39) Гл. 5 – Ев. 5
  7. (40) Гл. 6 – Ев. 6
  8. (41) Гл. 7 – Ев. 7
  9. (42) Гл. 8 – Ев. 8
  10. (43) Гл. 1 – Ев. 9
  11. (44) Гл. 2 – Ев. 10
  12. (45) Гл. 3 – Ев. 11
  13. (46) Гл. 4 – Ев. 1
  14. (47) Гл. 5 – Ев. 2

От издателей: Примечание 1 и 2 взяты из Настольной книги для Священно-церковно-служителя, издание 3, Киев 1913 г., cтр. 693-696.

Примечание 3.

Текст сверен по изданию Нового Завета - СПб 1876, в Синодальной типографии; Прописные буквы и некоторые орфографические моменты (проповедовал, Святаго, живаго) - по изданию: Новый Завет, Синодальный перевод с комментариями и приложениями, 1985 (DL 0362-1-1985).

От Издателей.

Издатели рекомендуют пользоваться Настольным Календарем, ежегодно издаваемым Издательским Отделом Московской Патриархии, в котором указаны и воскресные утренние Евангельские чтения и на каждый день в соответствии и порядком существующим в данном году.


1. Последня Пасха - 22 апреля.
Внутрь-Пасха – 21 апр. Вне-Пасха – 23 апр.